Есть ли жизнь после ВИЧ?

минеральные воды Европы
оптимизация joomla сайта в поисковых системах

Сегодня в России проживает более 400 тысяч людей с ВИЧ-инфекцией, и с каждым годом их число возрастает в среднем на 35-40 тысяч. Среди них есть и мужчины, и женщины, большинство из которых находятся в молодом (до 30 лет) возрасте. За последние 10 лет у ВИЧ-положительных*  родителей родилось более 41 тысячи детей. Благодаря современной медицине передачу вируса иммунодефицита человека от родителей детям удается предотвратить в 98,99 % случаев, однако, несмотря на это свыше двух тысяч детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, все же оказались инфицированными.    

Медицинских показаний для отдельного от остальных детей воспитания и обучения детей с ВИЧ, в том числе из соображений инфекционной безопасности, не существует.  Конституция и законы Российской Федерации не допускают дискриминации людей, живущих с ВИЧ, в том числе и в вопросе получения образования. Дети, затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции, могут и должны учиться вместе с остальными детьми, ведь ВИЧ не передается, когда люди общаются, вместе работают, отдыхают, едят, занимаются спортом и учатся.   

* ВИЧ-положительными называют людей по положительному результату анализа их крови на наличие антител к ВИЧ и его белкам. «ВИЧ-положительный»  синоним «инфицированный ВИЧ».    

ВИЧ, ВИЧ-инфекция и СПИД

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является возбудителем хронического длительно текущего инфекционного заболевания, называемого ВИЧ-инфекцией. ВИЧ-инфекция проходит в своем развитии несколько  стадий. Поздние стадии ВИЧ-инфекции характеризуются  состоянием организма, которое принято называть синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).  

Вирус иммунодефицита человека отличается крайней  неустойчивостью во внешней среде, то есть вне организма человека очень быстро теряет жизнеспособность и гибнет.  ВИЧ может жить исключительно в биологических жидкостях человека. Он не сохраняется ни в сухой крови, ни в  высохших сперме, слюне или грудном молоке. ВИЧ быстро  погибает при нагревании, обработке любым дезинфицирующим средством, в том числе 70%-м спиртом, перекисью  водорода, йодом, хлорсодержащими или азотсодержащими веществами в обычных концентрациях.  

Вирус иммунодефицита человека поражает только определенные клетки организма человека - клетки иммунной системы и в определенной степени   центральной нервной системы. Поражение клеток иммунной системы приводит  к ослаблению  функции иммунной системы и в конечном счете  к полному ее разрушению.  Это, в свою очередь, сказывается на способности организма сопротивляться различным инфекциям. Человек становится беззащитным перед любыми инфекциями - пневмонией, туберкулезом, желудочно-кишечными,  грибковыми и онкологическими заболеваниями и т.д. На  поздних стадиях ВИЧ-инфекции у больного развивается  состояние истощения иммунной системы — СПИД, на фоне  которого даже неопасные для человека с нормально функционирующей иммунной системой заболевания приобретают тяжелый, практически не поддающийся излечению характер.  Развившиеся вследствие истощения ВИЧ иммунной системы инфекционные и/или онкологические заболевания  и являются причиной смерти ВИЧ-положительных людей,  находящихся на поздних стадиях заболевания.  Поражение ВИЧ клеток центральной нервной системы может привести к развитию слабоумия,  задержке психического и физического развития у детей.    

ВИЧ разрушает иммунную систему человека довольно медленно. От момента инфицирования  ВИЧ до развития СПИДа может пройти много времени (в  среднем 12-15 лет без применения специального лечения и несколько десятков лет при правильном лечении).  Как правило, инфицированный ВИЧ человек долгие годы  может чувствовать себя вполне нормально, сохраняя трудоспособность и все основные биологические и социальные функции (состояние носительства вируса). Иногда он  может даже не догадываться о том, что является носителем  ВИЧ. Установить диагноз в этот период можно только с помощью специального теста на наличие в крови антител к  ВИЧ и его белкам.  Однако внешне здоровый, но инфицированный ВИЧ человек является источником инфекции с момента заражения и до конца своей жизни.    

ВИЧ передается только тремя путями:  

• «кровь в кровь»  при использовании нестерильных игл, шприцев,  растворов для инъекций, инфицированной донорской крови;

• половым  при любом незащищенном (без презерватива) половом  контакте;

• от матери ребенку во время беременности, в родах и при грудном  вскармливании.      

ВИЧ не передается:  

• при рукопожатии или объятиях;

• при поцелуе/через слюну;

• через пот или слезы;

• при кашле и чиханье;

• при использовании общей посуды;

• через постельное белье;

• при совместном пользовании ванной, туалетом, в бассейне;

• через животных и укусы насекомых.    

Можно ли инфицироваться ВИЧ через рукопожатие  или объятия?


Нет! Неповрежденная кожа является естественным не  преодолимым барьером для вируса.  Вероятность проникновения вируса через незажившие  царапины и ссадины ничтожно мала и может возникнуть  только при длительном активном втирании довольно большого количества инфицированной крови в поврежденную  кожу неинфицированного человека (в реальной жизни  подобная ситуация может быть создана только искусственно!). При более глубоких ранениях, сопровождающихся кровотечением, инфицированию ВИЧ препятствует то  обстоятельство, что кровь с поверхности кожи внутрь не  всасывается, а истекает из раны, не давая возбудителям  инфекционных заболеваний (в том числе и ВИЧ) проникнуть внутрь.    

Можно ли инфицироваться ВИЧ при поцелуе?

Нет! Во-первых, при поцелуях нет условий, необходимых  для инфицирования (инфицированный биологический материал не поступает прямо в кровоток другого человека,  нет и длительного механического втирания достаточного  для заражения количества биологической жидкости с высокой концентрацией ВИЧ). Во-вторых, в слюне содержатся ферменты, снижающие способность ВИЧ инфицировать  человека.  

Можно ли инфицироваться ВИЧ воздушно-капельным путем?

Нет! Концентрация вируса в слюне (равно как и в слезах,  поте, моче) настолько мала, что заразиться ВИЧ от кашляющего и чихающего ВИЧ-положительного человека невозможно. Именно поэтому не происходит передачи вируса и  при пользовании общей посудой, столовыми приборами,  игрушками и т.д.  

Можно ли инфицироваться ВИЧ через одежду, постельное белье?

Нет! Даже если на одежду или белье попали капельки  инфицированной крови, спермы или влагалищных выделений, вирус быстро погибает на воздухе.  

Можно ли инфицироваться ВИЧ в бассейне, ванне,  туалете?


Нет! При попадании жидкости, содержащей ВИЧ, в воду  вирус погибает. Неповрежденная кожа не позволяет вирусу  проникнуть в организм, даже если капельки инфицированной крови, спермы или влагалищных выделений оказались,  например, на сиденье унитаза. При этих обстоятельствах  также отсутствуют необходимые условия для инфицирования ВИЧ.    

Можно ли инфицироваться ВИЧ через укусы насекомых или контакты с животными?


Нет! ВИЧ может жить и размножаться только в человеческом организме, поэтому животные и кровососущие насекомые, такие как комары, передавать вирус не могут.  

Можно ли инфицироваться ВИЧ у стоматолога или  делая маникюр?

Нет! Такие случаи не зарегистрированы. Обычной дезинфекции маникюрных и стерилизации стоматологических  инструментов достаточно для предотвращения инфицирования ВИЧ.      

ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ВИЧ  ОТ МАТЕРИ РЕБЕНКУ  

Достижения современной медицины позволяют ВИЧ-положительным родителям иметь здоровых детей.  Для профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку беременной женщине, у которой выявлена ВИЧ-инфекция, назначают специальные лекарства  - антиретровирусные (АРВ) препараты, которые она должна принимать, как  правило, начиная с 28-й недели беременности. Такие же лекарства дают ей во время родов и новорожденному ребенку в течение первых шести недель жизни. В случае высокой вирусной нагрузки (концентрации вируса в крови)  у роженицы и при отсутствии противопоказаний родоразрешение осуществляют путем кесарева сечения, что также  является профилактической мерой. Новорожденного к  груди не прикладывают, чтобы исключить его инфицирование через грудное молоко, а сразу же переводят на искусственное вскармливание.    

ДИАГНОСТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ  

У человека, инфицированного ВИЧ, внешние признаки заболевания долгое время могут отсутствовать.  

Поэтому стандартным способом выявления ВИЧ  инфекции является анализ крови на наличие антител к  ВИЧ и его белкам.  Результаты теста крови на наличие антител к ВИЧ и  его белкам могут быть:  

положительными (ВИЧ имеется в крови, человек  инфицирован);  

отрицательными (либо ВИЧ отсутствует, либо ВИЧ  имеется, но в данный момент человек находится в периоде  от момента инфицирования до момента возможного лабораторного определения в крови). Возможно, необходим повторный анализ по истечении 36 месяцев (необходимость повторного исследования и его сроки определяет врач-инфекционист);  

неопределенными, или сомнительными (в крови  еще мало антител к ВИЧ, или же тест-системы среагировали на признаки гепатитов или других заболеваний). В  этом случае через некоторое время необходимо провести  повторный анализ, по результатам которого и выставляется  окончательный диагноз.  

Кроме выявления антител к ВИЧ и его белкам, диагностировать ВИЧ-инфекцию можно и методом полимеразной  цепной реакции (ПЦР), с помощью которого определяется  наличие или отсутствие в крови человека генетического  материала самого вируса. Это обследование дает достаточно достоверные результаты уже через 10 дней после  возможного заражения. Однако ПЦР-диагностика носит  предварительный характер, и в дальнейшем диагноз должен быть лабораторно подтвержден стандартными тестами  на антитела к ВИЧ и его белкам  

ДИАГНОСТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ,  РОЖДЕННЫХ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ  МАТЕРЯМИ  

Диагностика ВИЧ-инфекции у новорожденных имеет свои особенности в связи с тем, что собственная  иммунная система ребенка начинает полноценно  функционировать только к 18-му месяцу жизни. До этого  времени все дети, рожденные ВИЧ-положительными матерями, имеют в своей крови материнские антитела к ВИЧ, то  есть ВИЧ-положительны (но это не означает, что ребенок  обязательно инфицирован ВИЧ!).  Окончательно установить ВИЧ-статус ребенка, рожденного ВИЧ-положительной матерью, возможно только по  достижении им 18-месячного возраста. С момента рождения и до определения ВИЧ-статуса такие дети имеют  диагноз «перинатальный контакт по ВИЧ».  Постепенно материнские антитела в крови ребенка разрушаются. Если в возрасте 18 месяцев анализ его крови на  антитела к ВИЧ и его белкам будет положительным, значит  ребенок получил ВИЧ-инфекцию от матери, если отрицательным - ребенок здоров.  

ТЕЧЕНИЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ  

ВИЧ-инфекция имеет несколько этапов развития и на  каждом из них проявляется по-разному. С момента инфицирования вирус начинает активно размножаться в организме. 

Острый начальный период, в который  человек может чувствовать себя или совершенно здоровым,  или испытывать легкое короткое недомогание, часто протекающее по типу гриппа, острой респираторной или желудочно-кишечной инфекции, довольно быстро переходит  в хроническую стадию. Человек в этот период продолжает  чувствовать себя здоровым, но его организм становится более уязвимым к  различным инфекциям. Однако иммунная система еще  способна справляться с проблемами  течение возникающих инфекционных заболеваний на данном этапе развития ВИЧ-инфекции, как правило, довольно благоприятное,  они хорошо поддаются лечению обычными средствами в  обычных дозах.  

Со временем истощенная бурно размножающимся вирусом иммунная система организма перестает справляться с  возбудителями инфекционных заболеваний. Развивается  состояние приобретенного иммунодефицита: начинают  прогрессировать бактериальные, грибковые и вирусные  поражения слизистых и кожных покровов, поражения  внутренних органов приобретают множественный и генерализованный характер, могут возникнуть тяжелые онкологические заболевания. Часто отмечаются такие болезненные состояния, как потеря веса, лихорадка, длительная  диарея, сильные боли.  Постепенно даже самая интенсивная терапия становится неэффективной. Наступает терминальная стадия, и через несколько месяцев больной погибает.  

Течение ВИЧ-инфекции зависит как от свойств вируса  (встречается несколько его типов и большое многообразие  штаммов), так и от состояния организма человека. Примерно в 10 % случаев инфекция прогрессирует быстро.  На скорость прогрессирования заболевания и его тяжесть  могут влиять такие факторы, как возраст и генетические  особенности, наличие других заболеваний, употребление  алкоголя, наркотиков, курение, характер питания и т.д.  В отличие от взрослых, у детей, которые инфицировались ВИЧ от матери при рождении, часто заболевание протекает более тяжело, и момент, когда ВИЧ-положительный  ребенок будет нуждаться в антиретровирусной терапии и  специальном уходе, может наступить гораздо быстрее.  

Первыми наиболее характерными проявлениями ВИЧ  инфекции у детей являются отставание в физическом и  нервно-психическом развитии, увеличение печени, селезенки, лимфатических узлов, частые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей, кожи и т.д.  Для своевременного диагностирования ВИЧ-инфекции  и начала лечения, позволяющего сохранить и продлить  ребенку полноценную жизнь на многие годы, рожденные  ВИЧ-положительными матерями дети должны от момента  рождения регулярно наблюдаться у врача-педиатра.  Наряду с медикаментозным лечением ВИЧ-инфекции  большое значение для продления и поддержания качества  жизни ВИЧ-положительных взрослых и детей имеет здоровый образ жизни: правильное питание, полноценный  отдых, психологический комфорт, надлежащий уход и поддержка со стороны близких и окружающих.  

ЛЕЧЕНИЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ  

В 1996 году появились лекарства, способные эффективно подавлять распространение вируса в организме. Это перевело ВИЧ-инфекцию из разряда смертельных в число хронических, хотя пока и неизлечимых  заболеваний.  К сожалению, сегодня нет таких способов лечения ВИЧ - инфекции, которые бы привели к полному избавлению организма от вируса. Современные лекарственные препараты  могут лишь подавлять активность вируса, препятствовать  его размножению в организме человека. Однако при строгом соблюдении режима приема лекарств и здоровом образе жизни такое лечение значительно продлевает жизнь  ВИЧ-положительному человеку и на длительное время сохраняет ее качество.  

Целью лечения ВИЧ-инфекции является максимальное  снижение вирусной нагрузки и обеспечение относительно  высокого иммунного статуса, чтобы заболевший человек  чувствовал себя нормально, не был уязвим к различным  инфекциям, мог вести обычную жизнь.  Для лечения ВИЧ-инфекции используются антиретровирусные препараты (АРВ-препараты) в определенной  дозировке и комбинации. Стандартом лечения является  высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ)   комбинация трех или более АРВ-препаратов.  ВААРТ направлена на подавление способности вируса  к размножению. С течением времени общее количество  вирусов в крови человека снижается. При этом иммунная  система начинает восстанавливаться. При эффективном  лечении вирусная нагрузка может снизиться до неопределяемых диагностическими тестами значений.  ВААРТ назначают не всем больным ВИЧ-инфекцией и, если она была назначена, то должна применяться  пожизненно. Это значит, что человек, болеющий ВИЧ-инфекцией, не должен прерывать лечение даже на один день  ни при каких обстоятельствах.  Жизненно важным условием успешности терапии является приверженность пациента к исполнению предписаний врача по приему препаратов строго в определенное  время и в определенной дозировке. Если пациент принимает АРВ-препараты не вовремя  или пропускает хотя бы один прием, лечебный эффект терапии падает, а у вируса вырабатывается резистентность  (невосприимчивость, устойчивость) к препаратам. Чтобы  сохранить жизнь и поддержать иммунитет, этому пациенту должна быть подобрана новая схема АРВ-препаратов,  но существующих вариантов комбинаций препаратов для  ВААРТ не так много.  Формирование резистентности к разным схемам препаратов может привести к невозможности подобрать курс  лечения для больного и в конечном итоге к его гибели. Об  этом необходимо помнить прежде всего взрослым, осуществляющим уход за детьми с ВИЧ-инфекцией, которым  назначена терапия АРВ-препаратами.    

ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ  ТАЙНЫ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА  

При поступлении в дошкольные образовательные за  ведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения.  Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или  городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки  о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или  принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.  Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в  том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством не случайно. Население в целом и работники образования в частности недостаточно информированы  о ВИЧ-инфекции, а неверные представления о природе  заболевания и необоснованные опасения заразиться ВИЧ  широко распространены. Поэтому высока вероятность того,  что в школе или детском саду к ВИЧ-положительному ребенку будут относиться с опаской, а часто  и откровенно  негативно, с презрением и негодованием требовать, чтобы  его удалили из группы или класса.

По данным исследований, проведенных фондом «ФОКУСМЕДИА» в  разные годы во многих городах страны, от 55 % (в 2004 году) до 44 %  (в 2006 году) опрошенных сказали, что они забрали бы своего ребенка  из школы или детского сада, если бы узнали, что туда ходит ребенок  с ВИЧ. В то же время, согласно исследованию Центра социологических  исследований Министерства науки и образования РФ, проведенному в  2005 году в 23 городах страны, лишь около 15 % родителей потребовали  бы удалить ВИЧ-положительного ребенка из класса или школы или же  сами забрали бы оттуда своего ребенка. Более чем у половины учителей  известие о том, что в школе учится ВИЧ-положительный ребенок,  вызвало бы некоторую обеспокоенность, но существенно менять свое  поведение по отношению к нему они бы не стали.

Информирование руководителя и персонала учебного  заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно  только в добровольном порядке.  Родители могут сообщить персоналу образовательного  учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда  ребенку назначены АРВ-препараты и их прием приходится  на время пребывания ребенка в детском саду или школе.  Естественно, это произойдет, только если родители будут  доверять воспитателю, медсестре или учителю, находить у  них понимание и сочувствие и, самое главное, будут уверены, что объявление диагноза не повлечет за собой негативного отношения к ребенку или к ним самим, а информация  о ВИЧ-положительном статусе ребенка сохранится в тайне  от остальных сотрудников, детей и их родителей.  

ПРАВИЛО СОБЛЮДЕНИЯ  КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ  

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях  и уголовную ответственность  за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну,  к которой относится диагноз ребенка и его родителей.  Если работнику образовательного учреждения стало  известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции  или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик,  ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям,  учителям или родителям  разглашение таких сведений  преследуется по закону.  

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ  

Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди  могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсутствия у них каких-либо признаков заболевания.  Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые  меры профилактики.  Соблюдать эти меры нужно всегда, везде (в учебном и  медицинском учреждении, на работе и на отдыхе) и в отношении всех без исключения людей, поэтому они называются универсальными.    

Противоэпидемический режим в учреждениях образования регламентируют документы Минздравсоцразвития РФ (Санитарноэпидемиологические правила СанПиН 2.4.2. 117802 «Гигиенические требования к  условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.  Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего  образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные  Главным государственным санитарным врачом Российской  Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 25 ноября 2002 г. Дата введения: 1 сентября 2003 г.).

ЕСЛИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У РЕБЕНКА  СТАЛО ИЗВЕСТНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ  

Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно  и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как  правило, и не возникает.  Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о  том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании  ведь его регулярно приводят в  СПИД-центр или к врачу-инфекционисту на обследование,  он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда  ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ - инфекция, как правило, родители просят его хранить это в  тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.  Необходимость сохранения тайны и постоянный страх,  что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на  психическом и физическом здоровье ребенка. Он может  замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей  тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.  

Если о диагнозе ребенка сообщили родители  

Медсестре, воспитателю, классному руководителю, заведующей детсадом или завучу школы, которым родители сообщили о диагнозе ребенка, важно помнить, что без  согласия родителей они не имеют права говорить об этом  другим сотрудникам образовательного учреждения, а так  же родителям других детей и что они несут ответственность  за разглашение этих сведений третьим лицам.  Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы  определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче  установить доверительные отношения.  Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать  родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные  состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии  и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от  всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.  Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие  ребенка.

Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок  

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или  учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец. В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему  друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не  расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен  предложить ребенку обязательно рассказать родителям о  том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для  беседы.  В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость,  процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую  помощь он может оказать для поддержания в хорошей  форме физического и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога  при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а  психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.  

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение  


Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или  руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или  группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной,  ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.  Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что:

• сведения о ВИЧ-положительном ученике могут быть  недостоверными;

• присутствие в детском коллективе ВИЧ-положительного ребенка не опасно для остальных детей и разъяснить,  почему: рассказать о путях передачи ВИЧ и о том, как ВИЧ  не передается, акцентировать внимание родителей на том,  что почти за 25 лет развития эпидемии во всем мире не  было зафиксировано ни одного случая передачи ВИЧ от  ребенка ребенку в детском саду или в начальной школе,  объяснить, почему риск инфицирования, когда дети кусаются, дерутся, царапаются, практически отсутствует, рассказать о том, какие меры профилактики соблюдаются в  образовательном учреждении;

• закон запрещает исключение ребенка из образовательного учреждения на основании наличия у него диагноза «ВИЧ-инфекция»;

• образовательное учреждение в полном соответствии  с законами Российской Федерации принимает и обучает  всех детей независимо от их ВИЧ-статуса;

• требовать у родителей разглашения ВИЧ-статуса  их  собственного или их ребенка  противозаконно;

• не следует создавать ажиотажа вокруг ученика, у которого, возможно, есть ВИЧ-инфекция: учитывая эпидемическую ситуацию в стране, регионе и городе, вполне можно  допустить, что среди самих обеспокоенных родителей, их коллег по работе, друзей и родственников могут оказаться  люди, живущие с ВИЧ, а в школе могут учиться другие дети  с ВИЧ;

• обнаружить и изолировать всех людей, живущих с  ВИЧ, невозможно, нецелесообразно, недопустимо и бесчеловечно;

• надо проявлять деликатность: не следует задавать  вопросов о наличии ВИЧ-инфекции у кого бы то ни было;

• если сам ребенок или его родители кому-то из одноклассников или их родителей раскроют свой ВИЧ-статус,  следует проявить сочувствие и морально поддержать ребенка.  Родителям можно дать почитать буклеты информационных кампаний по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ,  а также буклеты с общими сведениями о ВИЧ-инфекции и  ее профилактике.  Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо  успокоить и попросить не распространять слухи дальше.  Если родителей много, то целесообразно провести с ними  общую беседу, к которой надо тщательно подготовиться:  разработать план беседы, продумать ответы на возможные  вопросы, обязательно пригласить для участия в беседе руководителя и медицинского работника образовательного  учреждения, а при возможности  специалиста из местного  Центра по профилактике и борьбе со СПИДом или врача - инфекциониста. Исследования показывают, что в подобных случаях люди больше доверяют информации, полученной от медицинского работника.  

Если ребенка переводят в другое учебное заведение  

По разным причинам, в том числе из-за раскрытия  диагноза, родители ВИЧ-положительного ребенка могут  принять решение перевести его в другой детский сад или  школу. При передаче личного дела ребенка в другое учреждение администрации и персоналу образовательного учреждения следует помнить об ответственности за разглашение диагноза ребенка без согласия родителей.  

Как рассказать ВИЧ-положительному ребенку о его  диагнозе  

Разговор с ребенком о том, что он инфицирован ВИЧ,  дается взрослым (родителям, воспитателям, учителям),  как правило, нелегко и сопряжен с сильными душевными переживаниями: взрослые часто не умеют и боятся  открыто обсуждать с детьми глубоко личные и интимные  темы.  Педагоги и особенно родители боятся, что раскрытие  диагноза может иметь негативные последствия для ВИЧ - положительного ребенка и он не сумеет сохранить свой  диагноз в тайне.  Зачастую родители не хотят лишать ребенка безмятежного детства и стараются как можно дольше уберечь его от  тяжкого груза знания о своей болезни, опасаясь, что эта  информация может повлечь за собой тяжелую депрессию  и последующее ухудшение физического здоровья.  Однако дети растут, и сохранять диагноз в тайне становится все труднее. В школе ВИЧ-положительному ребенку  задают все больше вопросов о пропусках занятий или ухудшающейся успеваемости, о принимаемых им лекарствах и  частых обращениях к врачу.  Если дети не посвящены в происходящее, они могут  ощущать растерянность и одиночество, чувствовать себя  брошенными и ненужными.  Когда семья решает рассказать ребенку о его болезни,  ей может понадобиться помощь (например, педагога или  психолога), чтобы донести до ребенка информацию в доступной и приемлемой для него форме, соответствующей  его возрасту.  Прежде чем сообщать ребенку о диагнозе «ВИЧ-инфекция», необходимо учесть ряд факторов. Решение рассказать о ВИЧ-статусе может повлечь за собой раскрытие  других семейных тайн, в том числе о настоящих, биологических родителях, о других членах семьи, больных ВИЧ-инфекцией, и о том, как произошло заражение.  Большинство родителей предпочитают поговорить с ребенком дома, без посторонних, но многие с благодарностью принимают предложение педагога или психолога присутствовать при беседе, особенно если родители боятся,  что разволнуются и не смогут довести разговор до конца.  Крайне важно правильно выбрать момент для раскрытия диагноза. Следует учесть возраст ребенка, его эмоциональное и умственное развитие, тщательно продумать, где  проводить беседу, какие слова употреблять, как отвечать  на вопросы о заражении и т.д.  Информация должна подаваться в доступной форме.  Предвидение реакции ребенка наряду с тщательным планированием беседы и наличием дополнительной поддержки  со стороны педагогов и психологов повышает шансы на то,  что ребенок все правильно поймет и адекватно отреагирует на полученную информацию.  Объяснения по поводу вируса и медицинских процедур  должны быть точными, простыми, соответствовать уровню  развития ребенка и в то же время быть полными, чтобы ребенок не воспринимал необходимость лечения как наказание. Ребенка нужно убедить в том, что он не виноват в  своей болезни. Родители и педагоги должны быть готовы  ответить на массу вопросов - от простых и невинных до  возмущенных, обвиняющих и эмоционально мучительных.  Раскрытие диагноза  это длительный процесс. После  первого разговора могут пройти дни, а то и недели, прежде  чем ребенок соберется с духом, чтобы задать дополнительные вопросы. Некоторые родители, сообщив ребенку о его положительном ВИЧ-статусе, с облегчением считают, что  теперь, когда тайна раскрыта, «все уже позади» и им больше не нужно будет возвращаться к этой теме. Это ошибочное мнение: детям необходимо делиться с кем-то своими  переживаниями по поводу болезни и того, как она отражается на остальных членах семьи.

оригинал статьи

спутниковое телевидение
скачать рамки для фотографий
Scroll to Top